В музее столицы открылась фотовыставка редких фотографий начала 20 столетия
Одна лишь цветная фотография Толстого: тогда это являлось пиком фотоискусства. Это был самый мощный проект — снять в цветных фото всю территорию страны, ее обычаи, архитектурные дива, ее население, ее разворачивающуюся тогда во всю силу мощь индустриального производства.
Весной в 1909 году инициативный фотограф Сергей Прокудин заработал встречу у Николая II. Монарх выделил автору хорошо оснащенный железнодорожный вагончик для переездов по суше, для работ на водном маршруте — маленький, способный идти по мелким водам корабль с коллективом матросов, а для фотосъемок на реке Чусовой — качественную лодку с мотором.
«Бухарский политик у красивого дворца эмира в саде Шир-Будун возле Бухары» — этого важного человека, в колоритных разноцветных одеждах и чалме эфенди мастер, скорее всего, и сфотографировал, доехав в своем специальном вагоне в дальнюю провинцию страны в 1909-м…
По-другому как с борта моторной лодки и не сделать было прекрасный снимок национального водопада Под-порог — пена сбивалась у самой основы в белую шапку, а по всей фотографии, по воде, зеленой траве и небу идет бесцветная радуга глубокого спектра.
Кто только ни стал персонажем героем его фотографии! Удалой лезгин с Георгиевским крестиком. Яркая семья переселенцев у домика из дерева под тянь-шаньской горой, неуклюже красующиеся перед автором инженеры в своих фуражках…
Какие только яркие и интересные места ни попали в его объектив! Распростершийся от начала и до конца фотографии Камско-Тобольский путь. Аппараты для накатки хлопковых изделий на производстве в Байрам-Али…
Фотохудожник-путешественник
За 9 лет Прокудин-Горский исколесил всю империю, сформировал не одну сотню фотопластин с разными красивыми пейзажами, этюдами, портретами известных деятелей и простых граждан империи. От фотографии уважаемого Льва Толстого в синей сорочке (с которого и берет начало путь автора в императорские комнаты) до девчушки из села в сарафане с подносом клубники.
Все эти фотоматериалы сразу после революции автор вывез из страны, и за счет чего даже для собрания в компактном зале, который предоставили выставке Прокудина, Музей столичный применял негативы, которые хранятся в Библиотеке Конгресса.
Фото сто с хвостиком лет назад было, как мы видим, не искусством, а просто-напросто более новым и оперативным и легким способом запечатлевать действительность, нежели осуществлявшая столетиями такую роль графика и живопись.